СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................ 3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ......................................... 6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................. 26
РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ............. 45
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..................................................... 47


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Коучинг без границ» (далее – программа), направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся в области психологической деятельности, приобретение знаний об основах коучинга.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки по данному направлению подготовки и профилю и включает в себя: учебный план; рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также календарный учебный график и методические и оценочные материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.06. 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08. 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствия профессиональных стандартов (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015г. №ДЛ-1/05);
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29.06.2020 г. № 839 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.09.2022 г. № 537н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог-консультант».
Форма обучения – заочная, с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
К освоению программы допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Максимальное количество обучающихся в группе – неограниченно.
Требования к квалификации преподавателей – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в организации, осуществляющей обучение без предъявления к стажу работы.
Расписание занятий и календарный учебный график утверждается руководителем организации, осуществляющей обучение, в зависимости от набора и формирования групп. Для всех видов теоретических занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Освоение программы завершается итоговой аттестацией в форме экзамена. Лицам, успешно освоившим программу, и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца организации, осуществляющей обучение.


РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Целью реализации программы является формирование и совершенствование профессиональных компетенций обучающегося в сфере психологической деятельности, приобретение знаний об основах коучинга.
1.2. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы
К освоению программы допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
1.3. Трудоемкость обучения
Трудоемкость программы – 64 часов, в том числе
теоретические занятия – 14 часов;
практические занятия – 84 часов;
самостоятельная работа – 32 часа.
1.4. Форма и режим обучения
Форма обучения: заочная, с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: 6 недель 3 раза в неделю по 4 академических часов в день.
1.5. Планируемые результаты обучения
Обучающийся, прошедший обучение по программе должен:
ЗНАТЬ:
- основы эффективной коммуникации, включая знания о невербальном языке и возможностях его использования в коммуникациях
- профессиональные этические нормы коучинга
- различия между коучингом и обучением, тренингом, психологической помощью, психотерапией, консультированием, менторингом и наставничеством
- особенности заключения коучингового соглашения с индивидуальным клиентом коучинга
- представление о физических, психологических и культурных границах в коммуникации
- основы эмоциональной и мотивационной компетентности
- знания особенностей проявления разных типов мышления: лево- и правополушарного, рационально-логического и интуитивно-целостного и др.
- основные способы диагностики ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной и др. сфер
- принципы и модели предоставления и получения обратной связи
- закономерности и стадии развития личности, основные закономерности жизненных и профессиональных изменений и переходов
- закономерности и стадии развития человека в области практики
- соответствующей специализации коучинга
- нормы действующего законодательства Российской Федерации по регулированию договорных отношений, по защите персональной информации, коммерческой и государственной тайны
УМЕТЬ:
- выстраивать субъект-субъектные отношения, создавая атмосферу открытого, уважительного, доверительного, конфиденциального общения в позиции на равных
- отслеживать и регулировать собственное состояние в соответствии с контекстом и задачами коучингового взаимодействия, в том числе выступая в качестве ролевой модели
- выявлять мотивацию к осознанной ответственной целенаправленной работе над жизненными и профессиональными целями
- вести постоянное наблюдение за конгруэнтностью вербального и невербального поведения, отличать взрослое, осознанное и ответственное поведение от иных форм поведения
- оценивать ресурсность текущего состояния потенциального клиента в ходе коучингового диалога
- анализировать форму и содержание высказываний клиента коучинга, выявляя источники внешней и внутренней мотивации
- проводить различие между декларируемой и скрытой мотивацией, способствуя осознанию клиентом коучинга более глубоких уровней мотивации к развитию
- распознавать манипулятивное поведение и помогать клиенту осознать его
- давать безоценочную (эмоционально нейтральную) развивающую обратную связь по наблюдаемым проявлениям вербального и невербального поведения
- ясно излагать цели использования коучинговых техник, методов или упражнений
- обращать внимание клиента коучинга на расхождения между его наблюдаемым поведением и содержанием его высказываний
ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ
- устанавливать уважительные доверительные отношения с потенциальным клиентом коучинга, способствующие предъявлению клиентом своих жизненных и профессиональных целей
- выявлять опыт потенциального клиента коучинга в области постановки и достижения развивающих целей в жизни и профессиональной деятельности
- оценивать степень готовности потенциального клиента к осознанной ответственной целенаправленной работе над заявляемыми им жизненными и профессиональными целями
- создавать условия для проведения клиентом самостоятельной оценки степени готовности к осознанной ответственной целенаправленной работе над заявляемыми им жизненными и профессиональными целями
- обеспечивать понимание клиентом особенностей работы с информацией, составляющей персональную, семейную, профессиональную, коммерческую и государственную тайну, и ответственности клиента за защиту данной информации
- согласовывать с потенциальным клиентом условия и рамки коучингового взаимодействия в соответствии с этическими нормами коучинга и требованиями действующего законодательства Российской Федерации при необходимости давать рекомендации / предоставлять информацию о специалистах других областей
Результатами освоения программы являются приобретенные обучающимся компетенции, выраженные в способности применять полученные знания и умения при решении профессиональных задач.
Характеристика компетенций, формирующихся в результате освоения программы:
Обучающийся должен обладать общепрофессиональными компетенциями (по ФГОС ВО 37.03.01 – Психология)
A/01.6 Психологическое обследование населения и трудовых коллективов в соответствии с заявленными проблемами
Трудовые действия
- Выявление первичных запросов граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью, и ранжирование тем консультирования
- Определение целей психологического консультирования
- Подготовка и заключение договора об оказании консультационной психологической помощи
- Подбор диагностических инструментов для проведения психологического обследования
- Проведение психологической диагностики граждан, обработка полученной информации и подбор форм, методов консультирования и способа организации консультаций
- Проведение комплекса мероприятий по психологическому обследованию трудового коллектива и обобщение полученной информации
- Проведение комплекса мероприятий по психологическому обследованию команд
- Проведение комплекса мероприятий по психологическому анализу деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях
- Формирование мотивации к прохождению курса психологического консультирования у граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью
- Подготовка рекомендаций по направлению граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам (по необходимости)
- Выявление необходимости рекомендовать гражданину обратиться на консультацию к врачу-психиатру
- Выявление необходимости рекомендовать гражданину обратиться в органы социальной защиты населения или в правоохранительные органы
- Составление заключения по результатам психологического обследования
Необходимые умения
- Выявлять потребности, запросы граждан и степень их значимости
- Подбирать и применять комплекс диагностических методик для проведения психологического обследования граждан и трудовых коллективов в соответствии с содержанием их психологических проблем и целями психологического консультирования
- Выявлять основные факторы, влияющие на мотивацию граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, в соответствии с целями психологического консультирования
- Выявлять психологические факторы, влияющие на трудовую деятельность работников трудового коллектива
- Использовать методы наблюдения, собеседования, письменного опроса, анкетирования, изучения документов, дискуссии по проблематике для экспресс-анализа ситуации и определения направлений работы психолога-консультанта
- Применять методы выявления психологических проблем граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, обусловленных психотравмирующими воздействиями
- Применять методы анализа деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях
- Применять методы изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе
- Применять методы изучения уровня развития команд
- Использовать в работе психологические тесты и опросники для диагностики профессионально важных качеств граждан
- Выявлять приоритетные темы психологического консультирования
- Оформлять договор об оказании консультационной психологической помощи
- Анализировать результаты психологического обследования
- Применять методы обработки информации, полученной в ходе подготовки к психологическому обследованию
- Выявлять причины для направления граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам
- Выявлять у гражданина признаки трудной жизненной ситуации, угрозы жизни и здоровью
- Применять в работе необходимые компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования
- Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов
Необходимые знания
- Конституция Российской Федерации
- Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования
- Требования по защите персональных данных при обработке информации
- Структура и содержание договора об оказании консультационной психологической помощи и порядок действий по его заключению
- Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития
- Основные понятия и положения социальной психологии
- Основные понятия и положения психодиагностики
- Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления
- Основные понятия и положения клинической психологии и психологии зависимостей
- Основные понятия и положения психологии семьи и семейных отношений, психологические проблемы современной семьи
- Основные понятия и положения психологии управления конфликтами
- Требования, предъявляемые к условиям и особенностям проведения консультативной беседы
- Типы организационных структур и стадии развития организаций
- Методы исследования социально-психологического климата в трудовых коллективах
- Методы исследования уровня развития команд
- Психологические проблемы межличностных отношений в трудовых коллективах и методы их выявления
- Психодиагностические методы, предназначенные для диагностики интересов, склонностей, способностей, особенностей личности и профессионально важных качеств
- Методы диагностики стресса, трудностей социальной, профессиональной и личностной адаптации
- Методы анализа деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях
- Факторы, условия возникновения, виды и негативные последствия психологических травм
- Методы обработки информации (количественной и качественной), полученной в процессе проведения психологического обследования
- Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы
- Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее - ЭДО), порядок и сроки представления отчетности
Другие характеристики
- Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации
- Соблюдать требования профессиональной этики
A/02.6 Подготовка к проведению мероприятий психологического консультирования населения и трудовых коллективов
Трудовые действия
- Составление индивидуальной программы психологического консультирования
- Выбор эффективных методов психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов
- Разработка графика мероприятий психологического консультирования граждан и трудовых коллективов, его согласование
- Подготовка предложений о процессе, планируемых результатах и распределении ответственности при проведении мероприятий психологического консультирования
- Предоставление информации об избранном методе психологического консультирования и графике проведения мероприятий гражданам, обратившимся за консультационной психологической помощью
Необходимые умения
- Подбирать эффективные методы психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан и трудовых коллективов
- Разрабатывать программы и графики мероприятий психологического консультирования граждан и трудовых коллективов
- Адаптировать новые методы и процедуры психологического консультирования к существующим условиям
- Применять методы проектирования деятельности профессионала и методы ее оценки на основе критериев оптимальности
- Применять в работе компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования
- Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов
Необходимые знания
- Конституция Российской Федерации
- Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования
- Требования по защите персональных данных при обработке информации
- Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития
- Основные понятия и положения социальной психологии
- Основные понятия и положения психодиагностики
- Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления
- Основные понятия и положения клинической психологии и психологии зависимостей
- Основные понятия и положения психологии семьи, семейных отношений, психологические проблемы современной семьи
- Основные понятия и положения психологии управления конфликтами
- Теория процесса психологического консультирования и методы психологического консультирования
- Порядок оказания консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам
- Основные понятия и положения профориентации и профессионального консультирования
- Методы проектирования деятельности профессионала, критерии оптимальности и методы оценки проекта деятельности профессионала
- Виды ограничений к применению методов психологического консультирования
- Методы обработки информации (количественные и качественные), полученной в процессе проведения психологического обследования
- Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности
Другие характеристики
- Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации
- Соблюдать требования профессиональной этики
A/03.6 Проведение мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам
Трудовые действия
- Реализация программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Поддержание контакта с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью, в процессе психологического консультирования
- Оценка и обеспечение психологической безопасности граждан в процессе проведения мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Поддержание мотивации к достижению целей психологического консультирования у гражданина, обратившегося за консультационной психологической помощью
- Оказание консультационной психологической помощи гражданам, переживающим психологический кризис и дистресс
- Оказание консультационной психологической помощи гражданам в решении психологических проблем профессиональной ориентации и профессионального развития, сопровождение трудовой деятельности
- Оказание консультационной психологической помощи руководителям трудовых коллективов в решении психологических проблем, возникающих в трудовых коллективах
- Оценка промежуточных результатов реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Коррекция программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи в соответствии с полученными промежуточными результатами
- Обработка информации, полученной в процессе проведения мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Разработка профессиональных рекомендаций в соответствии с целями психологического консультирования и запросами граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью
- Завершение программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам
Необходимые умения
- Использовать методы и приемы психологического консультирования в процессе оказания консультационной психологической консультационной помощи
- Поддерживать контакт с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью, в процессе работы
- Соблюдать психологическую безопасность гражданина, обратившегося за получением консультационной психологической помощи, в процессе проведения мероприятий
- Формировать у граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, мотивацию к достижению целей психологического консультирования
- Анализировать результаты реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам
- Корректировать программы мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам в соответствии с промежуточными результатами
- Составлять профессиональные рекомендации в соответствии с целями психологического консультирования и запросами граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов
- Оказывать консультационную психологическую помощь гражданам в профессиональной ориентации, выборе индивидуальных путей профессионального развития, трудовой деятельности
- Применять методы проектирования деятельности профессионала и методы ее оценки на основе критериев оптимальности
- Оказывать консультационную психологическую помощь гражданам в профессиональной адаптации и социальной самореализации
- Применять методы саморегуляции психических состояний для преодоления дистресса
- Обучать навыкам психологической саморегуляции психических состояний
- Обучать поведению, предотвращающему возникновение стресса
- Осуществлять выход из мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Применять методы обработки информации (количественной и качественной), полученной в процессе реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам
- Применять в работе компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования
- Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов
Необходимые знания
- Конституция Российской Федерации
- Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования
- Требования по защите персональных данных при обработке информации
- Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития
- Основные понятия и положения социальной психологии
- Основные понятия и положения психодиагностики
- Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления
- Основные понятия и положения клинической психологии и психологии зависимостей
- Основные понятия и положения психологии семьи и семейных отношений, психологические проблемы современной семьи
- Основные понятия и положения супервизионной деятельности психолога
- Основные понятия и положения психологии управления конфликтами
- Теория процесса психологического консультирования и методы психологического консультирования
- Принципы и приемы поддержания контакта с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью
- Требования, предъявляемые к условиям и особенностям проведения консультативной беседы
- Приемы индивидуального, группового, семейного психологического консультирования и специфика их применения
- Типология профессий и требования, предъявляемые разными типами профессий к психологическим особенностям
- Основные понятия и положения профориентации и профессионального консультирования
- Методы проектирования деятельности профессионала, критерии оптимальности и методы оценки проекта деятельности профессионала
- Методы профилактики профессионального выгорания, предотвращения возникновения стресса
- Условия возникновения, виды и негативные последствия психологических травм
- Виды ограничений к применению методов психологического консультирования
- Способы обеспечения психологической безопасности граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов
- Приемы эффективного завершения программ психологического консультирования
- Методы обработки информации (количественные и качественные), полученной в процессе психологического консультирования граждан и трудовых коллективов
- Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности
Другие характеристики
- Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации
- Соблюдать требования профессиональной этики
1.6. Методические рекомендации по реализации учебной программы
Изучать программу рекомендуется в соответствии с той последовательностью, которая обозначена в ее содержании.
На лекциях (теоретических занятиях) преподаватель озвучивает тему, знакомит с перечнем литературы по теме, обосновывает место и роль этой темы в данном модуле, раскрывает ее практическое значение.
Практические занятия по своему содержанию связаны с тематикой лекционных занятий. Начинать подготовку к занятию целесообразно с конспекта лекций. Задание на практическое занятие сообщается обучающимся до его проведения, преподаватель организует обсуждение темы, выступая в качестве организатора, консультанта и эксперта учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Изучение программы включает самостоятельную работу обучающегося.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются:
- текущие консультации;
- прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются:
- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая
информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
- самостоятельное изучение отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным пособиям;
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведение индивидуальных работ по отдельным разделам содержания программы.
2.3. Рабочие программы модулей
МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕМ
1.1. Ценности
Теория
Структура длительной работы с клиентом. Первая сессия с клиентом. Структура коуч-сессии. Скрипт рабочей коуч-сессии. Применяем после того, как зафиксировали ценности и цели клиента на работу. Раппорт. Что такое ценности. Способы выявления ценностей.
Практика
Ценности – Вопросы. Метафорические вопросы. Техника "Юбилей". Необитаемый остров. Колесо Ценностей. Конструктор ценностей. Практика для ДЗ. Инструмент "Моменты радости и счастья". Инструмент "Те, кто тебя восхищают". Продающая диагностика. Правило 5 единичек.
Самостоятельная работа
1. Определись с партнером для практики
2. Установи раппорт
3. Выбери практику для выявления ценностей
4. Определи свои ценности и ценности партнера
1.2. Цели
Теория
Цели – это. Критерии цели. Система SMART. Упражнение "Разбор целей". Вопросы, проясняющие цели. Правила постановки целей.
Практика
Практика "Внутренний чек". Расширяем свое мышление для постановки целей для ДЗ. Стратегические цели. Цели на 1, 2, 3 года. Цели нового уровня. Короткие цели. Практика "100 желаний". Выбираем направление. Позиционирование.
Самостоятельная работа
1. Поставить цели на 3 месяца
2. Просмотр фильма "Мирный воин". Выписать 10 важных мыслей.
1.3. Ответственность
Теория
Ответственность коуча. Задачи коуча. Компетенции коуча.
Практика
Практика "Словарь Лося". Отработка компетенций. Карта БЖВС. Боли, желания, возражения, страхи клиента. Форма базы клиентов.
Самостоятельная работа
1. Найди партнера для отработки практики
2. Ответь на вопросы выше в сессии с партнером
3. Внеси все ответы в рабочую тетрадь.
1.4. Саботаж
Теория
Что такое Саботаж. Признаки саботажа. Формы саботажа. Выход из саботажа.
Практика
Вопросы, помогающие выйти из саботажа
Самостоятельная работа
1. Опиши 3 аватара клиента
2. Ответь на вопросы по каждому:
- нравится ли он тебе?
- можешь ли ты ему помочь?
- платит ли он?
3. Выбери одного, где все ответы "Да"
Промежуточная аттестация, тест
1.Единая направленность в процессах коучинга и менторинга выражается в :
А) формировании конкретных навыков у подопечных;
В) установлении краткосрочных отношений;
С) анализе , размышлении, и достижении успешности в своей работе;
Д) установлении неформальных отношений;
Е) достижении краткосрочных целей.
2.Обеспечение эффективности процессов коучинга и менторинга предполагает три основных компонента:
А) Контекст, актуальность, системный мониторинг;
В) Аудирование, беседа, анализ;
С) Знания, умения, навыки;
Д) Социальный, познавательный, эмоциональный;
Е) Планирование, стратегия, результат
3. Какая идея лежит в основе коучинга?
А) нанеси на карту человека новый маршрут и у него всегда будет цель
В) человек это факел, который нужно зажечь
С) человек это сосуд, который важно заполнить качественной информацией
Д) человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом; необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.
4. Какие базовые направления в коучинге принято выделять в настоящее время?
А) корпоративный коучинг, бизнес-коучинг
В) лайф-коучинг, корпоративный коучинг
С) бизнес-коучинг, лайф-коучинг, корпоративный коучинг
Д) бизнес-коучинг, лайф-коучинг,
5. На что обращает внимание коучинг в первую очередь?
А) на то, с чем клиент не готов работать
В) на то, в какую точку клиенту важно попасть во что бы ни стало
С) на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра
Д) на то, из какой точки клиента намерен выйти
МОДУЛЬ 2. СТРАХИ И УБЕЖДЕНИЯ
2.1. Лень и прокрастинация
Теория
Причины Лени и прокрастинации. Отсутствие цели. Нет веры в результат. Не будет награды в конце.
Практика
Практика Благодарности. Для ежедневного выполнения. Практика "Зеленый маркер". Самопрезентация
Самостоятельная работа
1. Заполни Конструктор Самопрезентации
3. Выбери из каждого столбца лучший вариант и создай свою Уникальную Самопрезентацию
2.2. Убеждения
Теория
Что такое Убеждения. Критерии убеждений. Ограничивающие и поддерживающие убеждения. Как определить Убеждения. Алгоритм работы с убеждениями.
Практика
Помогающие вопросы. Метод сократовского диалога. Определи "вредные" убеждения. Оформить соц сети. Напиши пост-знакомство в своей любимой соц сети.
Самостоятельная работа
Оценка убеждений
2.3. Работа со страхами
Теория
Что такое Страхи. 5 страхов, которые мешают делать результат. Страх мечтать. Страх провала. Страх системы. Страх выбора. Страх завершения
Практика
Что такое Страхи. 5 страхов, которые мешают делать результат. Страх мечтать. Страх провала. Страх системы. Страх выбора. Страх завершения. Большое обещание.
Самостоятельная работа
Создай большое обещание на трех уровнях
2.4. Энергия успешного коуча
Теория
Что такое Энергия. Зачем коучу Управлять энергией? Признаки низкой энергии. Причины отсутствия энергии. Источники Энергии.
Практика
Практика "Подъем энергии". Практика "Я должен". Для работы с чувством вины и долгами. Практика Прощения себя. Практика "Дневник ожиданий". Для работы с обидчивостью. Практика "День Миллионера". Для работы с недоделками. Структура оффера. Ошибки оффера. Проверка оффера. Продающий сторитейлинг.
Самостоятельная работа
Вспомнить и описать состояние в котором вы заработали самые большие деньги, получили лучший результат. Описать подробно это состояние.
Промежуточная аттестация, тест
1. Назовите отличие коучинга от наставничества
А) коучинг терапевтичнее наставничества
В) наставничество длительный процесс
С) наставничество не развивает перспективность для клиента
Д) наставничества директивно
2. Чему учится клиент в коучинге?
А) креативному планированию
В) достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки
С) техникам саморегуляции
Д) эффективным привычкам
3. Каким параметрам и принципам должна соответствовать цель в коучинге?
А) измерима
В) SMART, подконтрольна, экологична
С) субьективна
Д) амбициозна
4. Какой принцип коучинга раскрывает мысль о том, человек должен взять ответственность на себя за всё, что происходит с ним в жизни, и перестать
быть жертвой обстоятельств в представлениях и ощущениях действительности?
А) принцип поэтапного развития
В) принцип осознанности и ответственности
С) принцип позитивности
Д) принцип отсутствия экспертной позиции
5. Контракт какого типа заключается на каждой сессии?
А) контракт об оплате услуг коуча
В) контракт на сессию
С) контракт на неделю
Д) контракт на коучинг в целом
МОДУЛЬ 3. ПУТЬ К РЕЗУЛЬТАТУ
3.1. Личные границы
Теория
Личные границы в экспертности. Как работать с темой Личные границы.
Практика
Практика "Личные границы". Кто точно "Нет". Что такое Целевая аудитория? Исследование твоей ЦА. С каким уровнем дохода выбрать ЦА. Ценности, цели и страхи твоей ЦА. Убеждения твоей ЦА.
Самостоятельная работа
Напиши 10 следствий, как изменится твоя жизнь, когда ты выстроишь свои личные границы.
3.2. Самооценка
Теория
Что такое Самооценка. Какая Самооценка бывает. Признаки низкой Самооценки. Признаки завышенной Самооценки.
Практика
Какие каналы для проявления существуют. Секреты проведения прямых эфиров.
Самостоятельная работа
11 правил работы с Самооценкой
100 твоих достижений. 20 сильных сторон
3.3. Эмоции
Теория
Чем эмоции отличаются от чувств. Какие эмоции мы испытываем. К чему приводит подавление эмоций. Как управлять эмоциями.
Практика
Практика "Эмоциональная трансформация" - Первый этап. Практика "Эмоциональная трансформация" - Второй этап. Практика "Эмоциональная трансформация" - Третий этап. Дневник Эмоций. Ложные убеждения. Результат результатов.
Самостоятельная работа
1. Выпиши 10 ложных убеждений своих клиентов
2. Создай 10 нужных убеждений
3.4. Управление временем
Теория
Управление временем – это. План управления временем. Метопрограммы "Сквозняки - Включенные".
Практика
Матрица Эйзенхауэра. Принцип Парето. Диаграмма Ганта. Хронометраж. Список задач to do list. Система Smart.
Самостоятельная работа
Создай свою авторскую программу
Промежуточная аттестация, тест
1. Что важно сделать коучу за пять минут до окончания сессии?
А) успеть выполнить все техники
В) оценить, насколько он достиг цели, поставленной на данную сессию.
С) спросить клиента о самочувствии
Д) успеть дать домашнее задание
2. Дайте определение коучу
А) все ответы верны
В) не является личным советником или экспертом.
С) помогает взрослому человеку учиться управлять вниманием, распределять усилия, ставить цели, находить под них ресурсы.
Д) это эксперт коучингового процесса, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели
3. Перечислите требования к личности коуча
А) стрессоустойчивость, самодифференциация, системное мышление, позитивное мышление, ориентация на достижение
В) толерантность, стрессоустойчивость, самодифференциация, системное мышление, позитивное мышление, ориентация на достижение, умение строить партнерские отношения, стремление к саморазвитию
С) ориентация на достижение, толерантность, стрессоустойчивость, самодифференциация
Д) умение строить партнерские отношения, стремление к саморазвитию
4. Что не имеет отношение к профессиональному стандарту коуча?
А) заключение четкого соглашения и постановка целей на сессию и цикл сессий
В) сохранение коучинговой позиции
С) установление и развитие доверительных отношений с клиентом
Д) вероисповедание и политическая позиция коуча
5. В чем опасность ложного или непродуктивного запроса в коучинге?
А) может пострадать репутация коуча
В) можно обнаружить травму клиента
С) работа не может быть осуществлена совсем или она проходит непродуктивно
Д) можно спровоцировать сопротивление клиента
МОДУЛЬ 4. ГРУППОВОЙ КОУЧИНГ
4.1. Работа с группой
Теория
Преимущества группового коучинга. Стоп-факторы для набора группы. Правила набора группы. Система ведения группового коучинга. Структура программы группового коучинга. Виды группового коучинга. Что нельзя делать в групповом коучинге.
Практика
Старт группы. Алгоритм ведения группы. Правила работы в группе (для клиентов).
Самостоятельная работа
Выпиши все страхи, которые тебя ограничивают от набора группы и проработай их в сессии с бадди или другим коллегой из академии
4.2. Набор групп
Теория
-
Практика
Что такое закрытая встреча. Как продавать коучинг через закрытую встречу со 100% конверсией. Что нельзя делать в закрытой встрече.
Самостоятельная работа
Проведи закрытую встречу с коллегами из своей группы
4.3. Продление коучинга
Теория
Правила продления коучинга. Система сбора отзыва. Структура отзыва. Страхи продления коучинга. Что дальше?
Практика
Научись подводить итоги своей работы и как клиент и как эксперт
Самостоятельная работа
Научись подводить итоги своей работы и как клиент и как эксперт
Промежуточная аттестация, тест
1. Какой характер носит обратная связь в коучинге?
А) безоценочный
В) оценочный
С) объективный
Д) субъективный
2. При каких условиях возможно оценочная обратная связь в коучинге?
А) при условии, что ее попросил клиент
В) при условии, что она точна и основана на фактах
С) при условии, что коуч значительно старше клиента
Д) при условии, что клиент находится в ресурсе
3. Какая модель коучинга может быть использована для сбора информации и описания причинно - следственных связей опыта?
А) ICTA
В) SCORE
С) SMART
Д) GROW
4. Какой модели коучинга соответствует русское название КВГИДРГ?
А) ICTA
В) SСНMART
С) SCORE
Д) GROW
5. Что предусматривает технология «Веревочный курс»?
А) определенный интеллектуальный уровень команды
В) спортивную подготовку участников
С) умение работать в команде
Д) преодоление группой физических, эмоциональных и интеллектуальных препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – ЭКЗАМЕН
Материалы для проведения итоговой аттестации
1. Коучинг является:
- Психотерапией
- "Волшебным пинком"
- Консультированием
- Средством для движения к цели
- Работой над ошибками
2. Виды страхов, которые мешают сделать результат? (Выбери несколько вариантов)
- Страх мечтать
- Страх нищеты
- Страх провала
- Страх выбора
3. Кто является клиентом Первого типа коуча?
- Посетитель
- Проактивный
- Имеющий проблемы
- Жалобщик
4. Структура коуч-сессии. Восстанови порядок действий
(Написано в правильном порядке)
- Создание рапорта
- Определение цели
- Поиск решений
- Определение шагов
- Домашнее задание
- Завершение сессии
5. Что коучу делать можно?
- Давать советы
- Задавать вопросы
- Думать за клиента
- Фокусироваться на прошлом клиента
6. На какой вопрос отвечает "Цель"?
- Почему?
- За что?
- Зачем?
- Как?
7. Что относится к задачам коуча? (Выбери несколько вариантов)
- Верить клиенту
- Гарантировать результат
- Вдохновлять
- Поддерживать клиента
8. Что не входит в ответственность коуча?
- Коуч помогает клиенту пройти "зоны сливов"
- Коуч работает с прошлым клиента
- Коуч помогает клиенту найти свои цели и путь к ним
- Коуч ходит к коучу
9. Что является компетенциями коуча? (Выбери несколько вариантов)
- Планирование и постановка целей
- Гарантия результата
- Активное слушание
- Управление эмоциями и энергией
10. Шаги выхода из саботажа. Восстанови порядок действий
(Написано в правильном порядке)
- Признаем саботаж
- Определяем, чего именно боимся
- Работаем со страхом
- Пересматриваем цели
11. Одна из причин лени и прокрастинации
- У меня есть яркая цель
- Я не верю в результат
- Я обязательно получу награду в конце
12. Найди верное утверждение:
- Ценности приходят из прошлого, а убеждения из текущего состояния в будущее
- Ценности откликаются в голове, а убеждения в теле
- Ценности - это слово, а убеждение - фраза
- Ценности поддерживают страхи, а убеждения их уменьшают
13. Какие существуют сферы для постановки целей? (Выбери несколько вариантов)
- Духовная
- Эмоциональная
- Интеллектуальная
- Физическая
- Социальная
14. Алгоритм работы с убеждениями. Восстанови порядок действий
(Написано в правильном порядке)
- Признать
- Выписать
- Проанализировать через помогающие вопросы
- Задать опровергающий вопрос "А что, если не так?"
- Переформулировать в противоположное убеждение
- Найти подтверждение нового убеждения
- Закрепить через аффирмацию
15. Что не относится к коучинговой позиции?
- Безоценочность
- Директивность
- Полное принятие выбора клиента
- Взгляд со стороны
16. Цель диагностики:
- Помочь клиенту решить свой запрос "здесь и сейчас"
- Продать коучинг, независимо от цели и запроса клиента
- Понять запрос клиента и готовность с этим запросом работать
- Предложить клиенту работать бесплатно, пока он не увидит результат работы
17. Какие существуют виды Энергии?
- Эмоциональная
- Фантастическая
- Физическая
- Ментальная
18. Как управлять эмоциями? Восстанови порядок действий
(Написано в правильном порядке)
- Признайте наличие эмоции и назовите ее
- Проанализируйте, о чем говорит эта эмоция
- Поймите природу эмоции
- Поблагодарите эмоцию
- Примените медитации и духовные практики
- Действуйте по-новому
19. С чего начинается коучинг?
- Рекомендация коуча
- Оплата
- Диагностика
- Первая сессия
20. Что не является признаком завышенной самооценки? (Выбери несколько вариантов)
- Сосредоточиться на том, чтобы быть всегда правым
- С трудом принимать положительные отзывы
- Верить, что другие лучше него
- Верить, что он не может потерпеть неудачу
РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка качества освоения образовательной программы проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам.
Оценка качества освоения программы включает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Проведение контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения программы. Для оценки качества освоения программы применяют текущий контроль успеваемости обучающихся, промежуточную и итоговую аттестацию.
Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет систематическую проверку учебных достижений обучающихся, проводимую преподавателем в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой в целях:
- определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
- своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
- информирования обучающихся о результатах обучения.
Текущий контроль и фиксация его результатов осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, либо с использованием программных средств образовательной платформы.
Формы текущего контроля: устный, письменный опрос, эссе. При оценке опросов и эссе анализу подлежит точность формулировок, связность изложения материала, обоснованность суждений.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных модулей, предусмотренных образовательной программой.
Цель промежуточной аттестации – оценить работу обучающегося за определенный период, полученные им теоретические знания, развитие мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Промежуточная аттестация проводится по каждому модулю в форме тестирования с выставлением каждому обучающемуся результата «зачет/незачет». Обучающийся получает оценку «зачтено», если ответил правильно не менее чем на 60% вопросов тестирования.
Итоговая аттестация призвана определить конечные результаты обучения. Она охватывает всю систему знаний, умений и навыков по изученной программе. Условием допуска к прохождению итоговой аттестации является успешное прохождение промежуточной аттестации по всем модулям программы.
Итоговая аттестация проходит в форме теста по результатам освоения всей программы.
Условием успешного прохождения итоговой аттестации является получение оценки «зачтено» при двухбалльной шкале оценивания. При оценивании результатов обучения в ходе итоговой аттестации используются следующие критерии и шкала оценки теста:
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается Удостоверение о повышении квалификации. Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты (оценка «не зачтено»), выдается справка об обучении.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-технические условия и организационное обеспечение реализации программы
Для эффективного осуществления образовательного процесса необходимы: компьютер/ноутбук для обмена информацией между преподавателем и обучающимися с помощью цифровых носителей. Требуются стандартные знания и умения в области обращения с компьютером (копирование, составление документов в текстовом редакторе), установка программы Zoom, Telegram для онлайн трансляции и демонстрации материала и экрана.
В процессе обучения применяются технологии модульного обучения, проблемного обучения, контекстного обучения. С этой целью используются лекции или лекции-дискуссии с возможным участием нескольких преподавателей (лекция с элементами включения обучающихся в диалог по обсуждению актуальных вопросов тематики), семинарские, практические или интерактивные практические занятия (в форме ролевой игры, тренинга, кейс-стадии, работы с видео-материалом и т.д.).
Обучающиеся, планирующие обучение с применением дистанционных технологий, должны иметь в своем распоряжении персональный компьютер/ноутбук/смартфон, доступ в интернет, персональный адрес электронной почты и соответствующие навыки компьютерной грамотности.
Все взаимодействие со слушателями (рассылка новостей, информационные материалы, техническая поддержка и пр.) осуществляется только по электронной почте.
Для выполнения заданий обучающемуся бесплатно предоставляется аккаунт на образовательной платформе на всё время доступа к материалам.
В проведении лекционных и практических занятий могут использоваться следующие онлайн-источники:
GETCOURSE https://getcourse.ru/ – автоматизированная система проведения обучения в интерактивном режиме (электронная информационно-образовательная среда).
ZOOM https://zoom.us/ - платформа для создания и проведения видеоконференций, вебинаров, интерактивных досок, курсов, тестов и опросов.
Telegram https://web.telegram.org/k/ — кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями.
4.2. Требования к квалификации педагогических кадров, представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного процесса
Требования к квалификации преподавателей – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в организации, осуществляющей обучение без предъявления к стажу работы.
4.3. Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Программа содержит все необходимые материалы в электронном виде, в том числе ссылки на дополнительные материалы в сети интернет. Программа обеспечена учебно-методической литературой и материалами.
4.4. Литература
1. Авдеев С.А. Карташова А.М. Коучинг. / Статья. - М.: Психологический центр «На Волхонке», 2016 г.
2. Авдеев С.А. Коучинг - что за «зверь» такой? / Статья, М.: АлександриД-Карьера, 2015 г.
3. Вагин И.А., Глущай А.В. Как стать первым. Практический коучинг по-русски. - М.: АСТРЕЛ, 2017 г.-259 с.
4. Вагин И.В., Рипинская П.А. Как стать миллиардером. Практический коучинг. - М.: АСТ, Астрель, 2017 г. - 304 с.
5. Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, 2014.
6. Джон Уитмор, «Новый стиль менеджмента и управления персоналом», // М.: Финансы и статистика, 2021.
7. Кузина Н.А. «Управленческий консталтинг»: учеб. пособие / Н.А. Кузина; Минобр - науки России, ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. - 164 с.: ил. ISBN 978-5-8149-1720-1
8. Ландсберг. Макс Коучинг: повышайте собственную эффективность. - М., ЭКСМО, 2018 г.-396 с.
9. Майлз Дауни Эффективный коучинг. - М.: Издательство: Добрая Книга, 2016 г.-479 с.
10. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. - СПб.: Речь, 2017 г.-305 с.
11. Марша Рейнольдс Коучинг: эмоциональная компетентность. - Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2017 г.-112 с.
12. Рыбкин. И.Н. Коучинг социального успеха. - М., Институт общегуманитарных исследований, 2017 г.-490 с.
13. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - С-Пб, «Речь» 2007 г. - 144 с. 16. Торн К., Маккей М. Настольная книга тренера. - С-Пб.: Издательство Питер, 2018 г.-342с 17. С. Торп, Дж.
14. Тимоти Голви Работа как внутренняя игра. - М: Альпина Бизнес Букс, 2017 г.-417с
15. [Электронный ресурс]: http://www.hr-portal.ru/varticle/kouching-kak-metod
16. [Электронный ресурс]: http://www.persona-k.perm.ru/info/coach.html
17. [Электронный ресурс]: http://erickson.ru/coaching/
18. [Электронный ресурс]: http://www.hr-life.ru/article/kouching-v-voprosakh-i-otvetakh
Made on
Tilda