A/01.6 Психологическое обследование населения и трудовых коллективов в соответствии с заявленными проблемами
Трудовые действия
- Выявление первичных запросов граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью, и ранжирование тем консультирования
- Определение целей психологического консультирования
- Подготовка и заключение договора об оказании консультационной психологической помощи
- Подбор диагностических инструментов для проведения психологического обследования
- Проведение психологической диагностики граждан, обработка полученной информации и подбор форм, методов консультирования и способа организации консультаций
- Проведение комплекса мероприятий по психологическому обследованию трудового коллектива и обобщение полученной информации
- Проведение комплекса мероприятий по психологическому обследованию команд
- Проведение комплекса мероприятий по психологическому анализу деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях
- Формирование мотивации к прохождению курса психологического консультирования у граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью
- Подготовка рекомендаций по направлению граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам (по необходимости)
- Выявление необходимости рекомендовать гражданину обратиться на консультацию к врачу-психиатру
- Выявление необходимости рекомендовать гражданину обратиться в органы социальной защиты населения или в правоохранительные органы
- Составление заключения по результатам психологического обследования
Необходимые умения
- Выявлять потребности, запросы граждан и степень их значимости
- Подбирать и применять комплекс диагностических методик для проведения психологического обследования граждан и трудовых коллективов в соответствии с содержанием их психологических проблем и целями психологического консультирования
- Выявлять основные факторы, влияющие на мотивацию граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, в соответствии с целями психологического консультирования
- Выявлять психологические факторы, влияющие на трудовую деятельность работников трудового коллектива
- Использовать методы наблюдения, собеседования, письменного опроса, анкетирования, изучения документов, дискуссии по проблематике для экспресс-анализа ситуации и определения направлений работы психолога-консультанта
- Применять методы выявления психологических проблем граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, обусловленных психотравмирующими воздействиями
- Применять методы анализа деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях
- Применять методы изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе
- Применять методы изучения уровня развития команд
- Использовать в работе психологические тесты и опросники для диагностики профессионально важных качеств граждан
- Выявлять приоритетные темы психологического консультирования
- Оформлять договор об оказании консультационной психологической помощи
- Анализировать результаты психологического обследования
- Применять методы обработки информации, полученной в ходе подготовки к психологическому обследованию
- Выявлять причины для направления граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам
- Выявлять у гражданина признаки трудной жизненной ситуации, угрозы жизни и здоровью
- Применять в работе необходимые компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования
- Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов
Необходимые знания
- Конституция Российской Федерации
- Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования
- Требования по защите персональных данных при обработке информации
- Структура и содержание договора об оказании консультационной психологической помощи и порядок действий по его заключению
- Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития
- Основные понятия и положения социальной психологии
- Основные понятия и положения психодиагностики
- Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления
- Основные понятия и положения клинической психологии и психологии зависимостей
- Основные понятия и положения психологии семьи и семейных отношений, психологические проблемы современной семьи
- Основные понятия и положения психологии управления конфликтами
- Требования, предъявляемые к условиям и особенностям проведения консультативной беседы
- Типы организационных структур и стадии развития организаций
- Методы исследования социально-психологического климата в трудовых коллективах
- Методы исследования уровня развития команд
- Психологические проблемы межличностных отношений в трудовых коллективах и методы их выявления
- Психодиагностические методы, предназначенные для диагностики интересов, склонностей, способностей, особенностей личности и профессионально важных качеств
- Методы диагностики стресса, трудностей социальной, профессиональной и личностной адаптации
- Методы анализа деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях
- Факторы, условия возникновения, виды и негативные последствия психологических травм
- Методы обработки информации (количественной и качественной), полученной в процессе проведения психологического обследования
- Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы
- Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее - ЭДО), порядок и сроки представления отчетности
Другие характеристики
- Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации
- Соблюдать требования профессиональной этики
A/02.6 Подготовка к проведению мероприятий психологического консультирования населения и трудовых коллективов
Трудовые действия
- Составление индивидуальной программы психологического консультирования
- Выбор эффективных методов психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов
- Разработка графика мероприятий психологического консультирования граждан и трудовых коллективов, его согласование
- Подготовка предложений о процессе, планируемых результатах и распределении ответственности при проведении мероприятий психологического консультирования
- Предоставление информации об избранном методе психологического консультирования и графике проведения мероприятий гражданам, обратившимся за консультационной психологической помощью
Необходимые умения
- Подбирать эффективные методы психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан и трудовых коллективов
- Разрабатывать программы и графики мероприятий психологического консультирования граждан и трудовых коллективов
- Адаптировать новые методы и процедуры психологического консультирования к существующим условиям
- Применять методы проектирования деятельности профессионала и методы ее оценки на основе критериев оптимальности
- Применять в работе компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования
- Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов
Необходимые знания
- Конституция Российской Федерации
- Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования
- Требования по защите персональных данных при обработке информации
- Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития
- Основные понятия и положения социальной психологии
- Основные понятия и положения психодиагностики
- Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления
- Основные понятия и положения клинической психологии и психологии зависимостей
- Основные понятия и положения психологии семьи, семейных отношений, психологические проблемы современной семьи
- Основные понятия и положения психологии управления конфликтами
- Теория процесса психологического консультирования и методы психологического консультирования
- Порядок оказания консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам
- Основные понятия и положения профориентации и профессионального консультирования
- Методы проектирования деятельности профессионала, критерии оптимальности и методы оценки проекта деятельности профессионала
- Виды ограничений к применению методов психологического консультирования
- Методы обработки информации (количественные и качественные), полученной в процессе проведения психологического обследования
- Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности
Другие характеристики
- Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации
- Соблюдать требования профессиональной этики
A/03.6 Проведение мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам
Трудовые действия
- Реализация программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Поддержание контакта с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью, в процессе психологического консультирования
- Оценка и обеспечение психологической безопасности граждан в процессе проведения мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Поддержание мотивации к достижению целей психологического консультирования у гражданина, обратившегося за консультационной психологической помощью
- Оказание консультационной психологической помощи гражданам, переживающим психологический кризис и дистресс
- Оказание консультационной психологической помощи гражданам в решении психологических проблем профессиональной ориентации и профессионального развития, сопровождение трудовой деятельности
- Оказание консультационной психологической помощи руководителям трудовых коллективов в решении психологических проблем, возникающих в трудовых коллективах
- Оценка промежуточных результатов реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Коррекция программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи в соответствии с полученными промежуточными результатами
- Обработка информации, полученной в процессе проведения мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Разработка профессиональных рекомендаций в соответствии с целями психологического консультирования и запросами граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью
- Завершение программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам
Необходимые умения
- Использовать методы и приемы психологического консультирования в процессе оказания консультационной психологической консультационной помощи
- Поддерживать контакт с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью, в процессе работы
- Соблюдать психологическую безопасность гражданина, обратившегося за получением консультационной психологической помощи, в процессе проведения мероприятий
- Формировать у граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, мотивацию к достижению целей психологического консультирования
- Анализировать результаты реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам
- Корректировать программы мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам в соответствии с промежуточными результатами
- Составлять профессиональные рекомендации в соответствии с целями психологического консультирования и запросами граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов
- Оказывать консультационную психологическую помощь гражданам в профессиональной ориентации, выборе индивидуальных путей профессионального развития, трудовой деятельности
- Применять методы проектирования деятельности профессионала и методы ее оценки на основе критериев оптимальности
- Оказывать консультационную психологическую помощь гражданам в профессиональной адаптации и социальной самореализации
- Применять методы саморегуляции психических состояний для преодоления дистресса
- Обучать навыкам психологической саморегуляции психических состояний
- Обучать поведению, предотвращающему возникновение стресса
- Осуществлять выход из мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи
- Применять методы обработки информации (количественной и качественной), полученной в процессе реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам
- Применять в работе компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования
- Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов
Необходимые знания
- Конституция Российской Федерации
- Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования
- Требования по защите персональных данных при обработке информации
- Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития
- Основные понятия и положения социальной психологии
- Основные понятия и положения психодиагностики
- Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления
- Основные понятия и положения клинической психологии и психологии зависимостей
- Основные понятия и положения психологии семьи и семейных отношений, психологические проблемы современной семьи
- Основные понятия и положения супервизионной деятельности психолога
- Основные понятия и положения психологии управления конфликтами
- Теория процесса психологического консультирования и методы психологического консультирования
- Принципы и приемы поддержания контакта с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью
- Требования, предъявляемые к условиям и особенностям проведения консультативной беседы
- Приемы индивидуального, группового, семейного психологического консультирования и специфика их применения
- Типология профессий и требования, предъявляемые разными типами профессий к психологическим особенностям
- Основные понятия и положения профориентации и профессионального консультирования
- Методы проектирования деятельности профессионала, критерии оптимальности и методы оценки проекта деятельности профессионала
- Методы профилактики профессионального выгорания, предотвращения возникновения стресса
- Условия возникновения, виды и негативные последствия психологических травм
- Виды ограничений к применению методов психологического консультирования
- Способы обеспечения психологической безопасности граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов
- Приемы эффективного завершения программ психологического консультирования
- Методы обработки информации (количественные и качественные), полученной в процессе психологического консультирования граждан и трудовых коллективов
- Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности
Другие характеристики
- Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации
- Соблюдать требования профессиональной этики
1.6. Методические рекомендации по реализации учебной программы
Изучать программу рекомендуется в соответствии с той последовательностью, которая обозначена в ее содержании.
На лекциях (теоретических занятиях) преподаватель озвучивает тему, знакомит с перечнем литературы по теме, обосновывает место и роль этой темы в данном модуле, раскрывает ее практическое значение.
Практические занятия по своему содержанию связаны с тематикой лекционных занятий. Начинать подготовку к занятию целесообразно с конспекта лекций. Задание на практическое занятие сообщается обучающимся до его проведения, преподаватель организует обсуждение темы, выступая в качестве организатора, консультанта и эксперта учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Изучение программы включает самостоятельную работу обучающегося.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются:
- текущие консультации;
- прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются:
- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая
информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
- самостоятельное изучение отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным пособиям;
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведение индивидуальных работ по отдельным разделам содержания программы.